ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная. 

Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

Составляющие функциональной грамотности

1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. 

2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

Тренировочные задания по Функциональной грамотности

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Федеральные НПАПисьмо Министерства просвещения Российской Федерации от 15 сентября 2021 года №АЗ-581/03 «Об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации»

Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 26 января 2021 №ТВ-94/04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке Функциональной грамотности»

заданий по оценке Функциональной грамотности»

письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 14 сентября 201 года №03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

Региональные НПА

Приказ Министерства образования и науки Республики Тыва от 21 сентября 2021 года №1096-д «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Республики Тыва, на 2021-2022 учебный год»

Муниципальные НПА

Приказ УО №571 от 18.11.2021г. «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Барун-Хемчикского кожууна на 2021-2022 учебный год»

План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Барун-Хемчикского кожууна на 2021-2022 учебный год

Приказ УО № 532 от 26.10.2021 «Об организованном проведении анкетирования по функциональной грамотности среди педагогов общеобразовательных организаций Барун-Хемчикского кодууна в 2021 году»

Приказ УО №572 от 19.11.2021г. «О проведении диагностических работ по функциональной грамотности для учащихся 5 классов»

Исходящий УО №523 от 28.10.2021 «Ссылки для использования — демонстрационные задания»