Программа развития школы 2018-2023

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1 С. Кызыл-Мажалык

Программа развития

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

 С. Кызыл-Мажалык

на 2018-2023 годы

Разработчик программы:

Директор  

 МБОУ СОШ № 1  с. Кызыл-Мажалык

Ондар В.Ш.

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт программы 3-4
Раздел I. 1.  Концептуальные основания программы развития школы.     5-9  
Раздел II 2. Приоритетные направления реализации программы развития школы.     10-11
Раздел III 3. Основные этапы реализации программы развития.     12
Раздел IV 4.  Оценка эффективности реализации программы.     13-16
Раздел V 5. Финансовый план по реализации программы развития школы.     17-18
Раздел VI 6. Ожидаемые результаты.  Угрозы и риски реализации программы.     18-20

 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы Программа развития Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 с. Кызыл-Мажалык  (2018 – 2023 гг.)
Тип программы Целевая
Сведения о разработчике программы. Ондар В.Ш. директор МБОУ  СОШ № 1 С. Кызыл-Мажалык   
Исполнители программы Администрация, педагогический коллектив школы, ученический коллектив, родительская общественность, социальные партнеры МБОУ  СОШ № 1 С. Кызыл-Мажалык 
Цель программы Реализация единых образовательных линий в процессе приведения существующей школьной образовательной системы
Задачи программы Задачи образования: сформировать ключевые компетентности учащихся в решении информационных, коммуникативных и  учебных образовательных задач; осуществить индивидуализацию образовательного процесса на основе широкого использования средств ИКТ, через формирование средств и способов самостоятельного развития и продвижения ученика в образовательном процессе; сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье, безопасность учащихся, обеспечить их эмоциональное благополучие. Задачи кадрового обеспечения: разработка системы нормативов и регламентов, необходимых для обеспечения реализации основных образовательных программ и достижения планируемых результатов общего образования в свете требований ФГОС; укомплектованность кадрами, соответствующими профилю преподаваемой дисциплины и необходимой квалификации, способными к инновационной профессиональной деятельности, обладающими необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию;создание условий для взаимодействия с учреждениями дополнительного образования;использование инновационного опыта других образовательных учреждений;проведение комплексных мониторинговых исследований результатов педагогов и образовательного процесса. Задачи материально-технического обеспечения: разработка и реализация плана финансовой поддержки и материального обеспечения программы развития;создание необходимой материально-технической базы, обеспечивающей высокое качество общего и дополнительного образования. Задачи управления: разработка и реализация концепции эффективного управления всеми образовательными структурами и персоналом, включенным в реализацию программы развития;организация и проведение курсов подготовки и переподготовки, учебных семинаров, научно-практических конференций;совершенствование организации ученического Самоуправления
Сроки и этапы реализации программы 2018-2023 годы: I этап (2018-2019 годы) –  констатирующий; II этап (2019-2021 годы) – формирующий; III этап (2021-2023 годы) – рефлексивно-обобщающий.
Источники финансирования реализации программы Средства из бюджета, добровольные пожертвования, спонсорская помощь.
Система организации контроля исполнения Программы развития Контроль исполнения Программы развития осуществляется педагогическим советом, Управляющим советом и администрацией школы.

РАЗДЕЛ I

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ  ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

1.1. Концептуальные основания программы

Программа развития школы на период 2018-2023 г.г. является организационной основой реализации государственной политики в сфере образования. Программа развития обеспечивает научно-методическую разработку и апробацию системных изменений в деятельности учреждения, реализует новые подходы к формированию современной модели образования, отвечающей задачам  социально-экономического развития Российской Федерации.

Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала.

У выпускника школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу. Поэтому необходим переход к образовательной модели школы с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности, основанной на системно-деятельностном подходе в управлении и реализации образовательного процесса.

Ключевой характеристикой такого образования становится не система знаний, умений, навыков сама по себе, а система ключевых компетентностей в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

Следовательно, необходимо оценивать результаты деятельности школы с учётом ориентации образования на социальный эффект, с точки зрения сформированности ключевых компетенций, искать пути их повышения.

Необходимо также дальнейшее развитие механизма государственно-общественного управления школой; развитие социокультурного пространства школы, внешних связей, дополнительного образования; системы поощрения наиболее результативных педагогов.

Концепция развития школы – ценностно-смысловое ядро системы развития школы, включает педагогические идеи, цели, принципы образования, стратегию их достижения в условиях функционирования информационно — образовательной среды, единства воспитания и образования.

  Основными принципами построения Программы развития школы являются принципы демократизации, сотрудничества, социальной адекватности, преемственности, гуманизации, диагностичности, ответственности, вариативности, открытости, динамичности, развития, соблюдения и реализации общероссийских, муниципальных правовых актов и постановлений, регулирующих деятельность образовательных учреждений.

Цель Программы развития — обеспечение высокого качества образования в соответствии с меняющимися запросами участников образовательных отношений и перспективными задачами российского общества и экономики путем создания современных условий, обновления структуры и содержания образования.

Задачи Программы развития:

  1. Создание равных возможностей в получении качественного образования для всех категорий детей, реализации творческих способностей и позитивной социализации учащихся.
  2. Создание условий и разнообразия форм для выявления, поддержки и развития одаренных детей.
  3. Направленность приоритетов системы воспитательной работы для распространения позитивных идей и социальных образов, приобретения практического опыта жизни, адекватного современным требованиям общества.
  4. Совершенствование модели управления образовательной системой субъектно-ориентированного типа в условиях современной стратегии развития российского образования.
  5.   Обеспечение устойчивости высоких качественных показателей реализации образовательных программ, отвечающих требованиям ФГОС общего образования на основе модернизации процессов методической поддержки творческой активности, непрерывности профессионального развития педагогов.
  6. Формирование финансовой грамотности.
  7. Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

Социально-педагогическая миссия школы:

удовлетворение образовательных потребностей обучающихся в соответствии с их индивидуальными возможностями в условиях воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию гражданской ответственности, духовности, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе на основе приобщения к мировым культурным ценностям. Путём простой передачи знаний сформировать социально ответственную, активную личность, гражданина и патриота. Данная направленность современного образования может быть реализована только в процессе утверждения субъектной позиции как учеников, так и учителя, в педагогическом взаимодействии на основе активных и интерактивных форм обучения в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями. 

Результативность такого взаимодействия во многом определяется способностью учителя строить собственную профессиональную деятельность на основе новых принципов образования, конструировать новое содержание и технологии обучения и воспитания.

Ценности, на которых основывается и будет в дальнейшем основываться деятельность школы:

  • гуманистическое образование, которое включает в себя свободное развитие и саморазвитие личности и её способностей;
  • формирование, развитие и сохранение традиций  учебного заведения;
  • стремление к высокому уровню самоорганизации детского и педагогического коллективов;
  • безусловное обеспечение всех выпускников школы  качественным образованием на уровне государственного образовательного стандарта.

Выполнение социально-педагогической миссии школы  должно осуществляться за счёт реализации   следующих направлений и задач деятельности педагогического коллектива школы:

— ориентация содержания образования на приобретение обучающимися ключевых компетентностей, адекватных социально-экономическим условиям:

  • готовность к разрешению проблем;
  • технологическая компетентность;
  • готовность к самообразованию;
  • готовность к использованию информационных ресурсов;
  • готовность к социальному взаимодействию;
  • коммуникативная компетентность;
  • поэтапный переход на новые образовательные стандарты с соблюдением преемственности всех уровней образования;
  • развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся;
  • сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • совершенствование системы внутришкольного управления на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий;
  • развитие системы предпрофильной подготовки и профильного обучения с целью осознанного выбора будущей профессии и успешной социализации обучающихся в обществе;
  • формирование у школьников, социума позитивного образа школы, учителя и процесса обучения;
  • бережное отношение к традициям школы, создающим её неповторимость и привлекательность в течение многих лет;
  • развитие воспитательного потенциала школы: системный подход к организации воспитательного процесса в учреждении.

 Проектируемые существенные изменения  образовательной системы школы должны привести к достижению нового качества образования, повышению доступности качественного образования, более эффективному использованию имеющихся ресурсов. В связи с этим Программа развития  школы  разработана как программа управляемого, целенаправленного перехода к получению качественно новых результатов образования обучающихся.

Данная  программа ориентирована, прежде всего, на создание условий для индивидуализации образования учащихся школы на всех уровнях образования, на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Именно вокруг этой основной  идеи и строятся все основные  разделы Программы.

1.2. Цель:

Реализация единых образовательных линий в процессе приведения существующей школьной образовательной системы в соответствие требованиям ФГОС.

1.3. Задачи образования:

  • сформировать ключевые компетентности учащихся в решении информационных, коммуникативных и  учебных образовательных задач;
  • осуществить индивидуализацию образовательного процесса на основе широкого использования средств ИКТ, через формирование средств и способов самостоятельного развития и продвижения ученика в образовательном процессе;
  • организовать поддержку учебных (урочных и внеурочных), внешкольных и внеучебных образовательных достижений школьников, их проектов и социальных практик;
  • способствовать развитию социализации учащихся как субъектов отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности;
  • сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье, безопасность учащихся, обеспечить их эмоциональное благополучие;
  • помочь учащимся овладеть грамотностью в различных ее проявлениях (учебном, языковом, математическом, естественнонаучном, гражданском, технологическом);
  • создать условия комфортной среды обучения для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов.

Задачи кадрового обеспечения:

  • разработка системы нормативов и регламентов, необходимых для обеспечения реализации основных образовательных программ и достижения планируемых результатов общего образования в свете требований ФГОС;
  • укомплектованность кадрами, соответствующими профилю преподаваемой дисциплины и необходимой квалификации, способными к инновационной профессиональной деятельности, обладающими необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию;
  • формирование компетентностей профессиональной, информационной, коммуникативной, общекультурной, социально-трудовой, компетентности в сфере личностного самоопределения;
  • создание условий для взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, обеспечивающими возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов;
  • использование инновационного опыта других образовательных учреждений;
  • проведение комплексных мониторинговых исследований результатов педагогов, образовательного процесса и эффективности инноваций.

Задачи психологического обеспечения:

  • апробация и внедрение методик, направленных на коррекцию усвоения знаний учащимися;
  • апробация и внедрение наиболее эффективных психодиагностических комплексов для выявления одаренных детей;
  • разработка творческих, индивидуальных программ развития одаренного ребенка.

Задачи материально-технического обеспечения:

  • разработка и реализация планово-финансовой поддержки и материального обеспечения программы развития;
  • создание необходимой материально-технической базы, обеспечивающей высокое качество образования.

Задачи управления:

  • разработка и реализация концепции эффективного управления всеми образовательными структурами и персоналом, включенным в реализацию программы развития;
  • организация и проведение курсов подготовки и переподготовки, учебных семинаров, вебинаров, научно-практических конференций;

1.4. Модель  выпускника МБОУ  СОШ №1 »

Образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива.

Новый федеральный государственный образовательный стандарт определяет «модель выпускника начального, основного и среднего уровня образовательного учреждения».   Стандарт ориентирован на становление личностных характеристиквыпускника.

 «Портрет выпускника основной школы»:

 любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

 осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

 активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

  умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

  социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;

  осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;

  ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.

 «Портрет выпускника средней школы»:

Выпускник школы должен ощущать себя субъектом образования собственной личности, свободно адаптирующейся в информационной и образовательной среде.

Это выпускник с универсальной школьной подготовкой, с развитыми коммуникативными качествами, социально мобильный, со стремлением к наиболее полной жизненной самореализации с учетом собственных способностей, способный ставить перед собой цели, выбирать способы и средства их реализации.

Гармоничность личности проявляется в развитии:

познавательного потенциала:

        широкая мотивация к непрерывному образованию, к усвоению общечеловеческой культуры (обучаемость);

        интерес к научному познанию мира и себя;

        способность к логическому, продуктивному, творческому мышлению;

        взвешенность мыслей, слов, поступков.

коммуникативного потенциала:

        владение навыками культурного общения;

        сформированность навыков выбора способов адаптивного поведения в обществе, различных жизненных ситуациях;

        умение решать проблемы в общении с представителями разных возрастных социальных групп людей;

        развитие социально значимых качеств личности (самостоятельность, инициативность, ответственность, вера в себя);

        развитие коммуникативных способностей (умение слушать и слышать, терпимость, открытость, искренность, толерантность, уважение к собеседнику).

духовно-нравственного потенциала:

        осмысление законов мироздания, целей и смысла жизни;

        усвоение и присвоение ценностей «Природа», «Человек», «Общество», «Семья», «Истина», «Красота», «Жизнь», «Творчество», «Культура»;

        понимание сущности нравственных качеств и черт характера, проявление их в отношениях с другими людьми;

        готовность к самосовершенствованию, самопознанию, самоопределению, самореализации;

        активная жизненная позиция, способность строить жизнь, достойную Человека.

творческого потенциала:

        умение строить свою жизнь по законам гармонии и красоты;

        способность к самостоятельному творчеству, духовному самовыражению через трудовую деятельность, науку, искусство.

РАЗДЕЛ II

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

Приоритетными направлениями развития школы на этапе модернизации школьной образовательной системы с целью обеспечения введения Федеральных Государственных образовательных стандартов являются:

1. Переход на новые образовательные стандарты, обеспечение вариативности образовательных программ, реализация компетентностного подхода в обучении, создание и развитие системы оценки качества образования.

2. Поддержка одаренных детей, создание для них условий выбора индивидуального маршрута обучения.

3. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

4. Самообразование и самообучение педагогов, организация различных форм повышения квалификации педагогов.

Проект/  программа Задачи
Качественное образование каждому (учебное направление)   1. Реализация государственных (федеральных и региональных) программ в сфере модернизации общего образования. 2. Обеспечение качественного и доступного образования с учетом индивидуальных особенностей и запросов учащихся, их профессионального и жизненного самоопределения. 3. Развитие системы мониторинга и диагностики оценки качества образования.
Открытая школа (информатизация + связи с социумом)   1. Создание высокотехнологичной информационной среды школы. Эффективное применение компьютерных и телекоммуникационных технологий в сопровождении образовательного процесса и доступность информации о школьном образовании в Интернете через развитие сайта
Безопасная среда   1.Сохранение физического и психического здоровья  участников образовательного процесса. 2.Обеспечение защиты прав и интересов детей, создание условий для безопасной жизнедеятельности.
Школьный дом (материально-техническое обеспечение образовательного процесса)   1. Создание комфортной среды для реализации основных функций школы. 2. Обеспечение условий для участников образовательного процесса, максимально учитывающих требования СанПинов.
Развивающее пространство 1. Создание условий для развития и максимального проявления потенциала, поддержка социально активной, талантливой молодежи. 2. Систематизация работы с одаренными детьми по направлениям: интеллектуальная деятельность, -творческая деятельность, -спортивная деятельность
Педагогическое партнерство Развитие педагогического потенциала школы
Инклюзивное пространство 1.Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья; 2.Организация системы эффективного психолго-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования;  3.Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к детям с ОВЗ.

РАЗДЕЛ III

 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

 РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

Этапы реализации программы с 2018 по 2023 гг. 

Программа разрабатывается в соответствии с концепцией, целями, задачами, программными мероприятиями, проектами и реализуется с 2018 по 2023 год в 3 этапа.

I этап. 2018-2019 годы – констатирующий (этап разработки программы).

Этап предполагает концептуальное, организационное, кадровое, педагогическое обеспечение;

 анализируется опыт учреждения;

 разрабатываются программы, концепции, проекты, мини-проекты:

 проводится экспертиза новых проектов;

 создаются временные творческие коллективы, группы;

 анализируются возможности социума;

 формируется нормативно-правовая база программы.

II этап. 2019-2021 г – формирующий   

Этап предполагает творческую разработку, апробацию и внедрение в образовательный процесс инноваций, технологий, методов, средств обучения, программ и проектов; мониторинг, оценка промежуточных результатов.

III этап. 2021-2023 г. – Рефлексивно-обобщающий

Этап предполагает анализ, оценку, оформление результатов, достижение цели и задач, формирование решений по итогам реализации программы.

РАЗДЕЛ IV

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

К основным ожидаемым результатам реализации программы развития, составляющим основу образа желаемого будущего школы к 2023 году, относятся:

•   качественное образование, соответствующее требованиям к образовательным результатам ФГОС общего образования и обеспечивающее каждому учащемуся условия для достижения максимально возможного для него уровня образовательной успешности;

•   способность выпускников школы самостоятельно решать проблемы в различных областях жизни и профессиональной деятельности, их конкурентоспособность в системе высшего профессионального образования и на региональном рынке труда;

•   эффективная система воспитания, адекватная потребностям времени, ориентированная на творческую самореализацию учащихся в различных видах деятельности;

•   ориентация образовательных программ на формирование нового социокультурного типа личности, способной к самостоятельности, готовой к самообразованию в течение всей жизни, ответственному поведению;

•   наличие высокопрофессионального творческого педагогического коллектива, способного к построению субъект — субъектных отношений;

•   эффективная система управления, обеспечивающая не только ее успешное функционирование, но и развитие, на основе механизмов государственно-общественного управления;

•   современная материально-техническая база и пространственно-предметная среда, обладающая необходимым количеством ресурсов для реализации ее планов;

•   удовлетворенность потребителей качеством и набором предоставляемых образовательных услуг.

Критериями эффективности реализации программы развития будут выступать:

1.  Постоянное соотнесение процесса развития школы с критериями эффективности:

— социально-педагогическим (соответствие нормативным требованиям развития образовательной организации);

— образовательным (соответствие образовательных результатов требованиям ФГОС к результатам освоения образовательных программ),

— психолого-педагогическим (устойчивость созданных параметров субъектно – развивающей образовательной среды).

2. Согласованность основных направлений и приоритетов развития образовательной системы школы с региональной и городской программами развития образования.

3. Рост личностных достижений всех субъектов образовательного процесса

4. Рост материально-технического и ресурсного обеспечения образовательной системы школы.

5. Влияние образовательной системы школы на развитие образовательного пространства района;

6. Удовлетворенность всех участников образовательных отношений уровнем и качеством образовательных услуг.

Критерии эффективности программы развития и ее влияния на образовательную систему школы и социокультурную среду раскрываются через систему показателей, позволяющих выявлять уровень качества проектируемой субъектно – развивающей образовательной среды. Для систематизации информации, целостного охвата и оценки результативности и эффективности программы развития были определены следующие критерии (по В.И. Загвязинскому): результативность системы образования, обеспечение эффективности образовательного процесса, эффективность деятельности управления, ход реализации программы.

Мониторинг результативности и эффективности реализации программы развития

Критерий Показатели
1. Критерии результативности системы образования
1.1. Критерий качества реализации учебных программ — уровень обученности — качество знаний — число победителей олимпиад, конкурсов разного уровня — число выпускников школы, поступивших в высшие и средние профессиональные учебные заведения — отношение среднего балла ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и математике с региональными, городскими и районными показателями
1.2. Критерий реализации воспитательной функции образовательного процесса — сформированность ценностных ориентаций выпускников школы (анкетирование) — дисциплинарные показатели — степень и уровень (городской, областной, российский) участия школьников в социокультурных акциях и социально-ориентированных проектах — число и значимость инициированных школой и реализованных социокультурных акций, и социально-ориентированных проектов — степень участия семьи в воспитании, уровень взаимодействия семьи и школы
1.3. Социально-воспитатель-ный критерий — процент успешно адаптированных школьников социально незащищенных категорий — степень социальной активности детских общественных объединений (число инициатив и акций) — число учащихся, играющих активную социокультурную роль и представляющих школу на разных уровнях (конкурсы, соревнования, смотры)
1.4. Критерий здоровья — соответствие показателей здоровья среднему уровню по области — уровень физического развития школьников — показатели здоровья педагогов — показатели культуры здоровья и здорового образа жизни — санитарно-гигиенический режим школы
1.5. Критерий социальной оценки деятельности школы — удовлетворенность учащихся и родителей качеством образовательных услуг (социологический опрос) — конкурентноспособность выпускников школы (поступление в ВУЗы) — количество публикаций о школе (СМИ)
2. Критерии обеспечения эффективности образовательного процесса
2.1 Критерий материально-технической, нормативной и программно-методической оснащенности образовательного процесса — динамика финансирования, использование многоканального финансирования с привлечением внебюджетных средств — нормативно-правовая обеспеченность образовательного процесса — обеспеченность учебно-методической литературой, медиатека — уровень материально-технической оснащенности (оборудованность учебных кабинетов, наличие условий для оздоровления школьников и занятий физкультурой и спортом, оснащенность компьютерной техникой и интерактивным оборудованием)
2.2. Критерий создания условий для воспитания и социализации — организация профилактической и коррекционной работы с детьми «группы риска» — развитие образовательной сети для детей с ограниченными возможностями здоровья — число учащихся, охваченных системой дополнительного образования — уровень развития классных коллективов (социометрические исследования) — уровень эстетического оформления пространства школы
2.3. Критерий организованности и эффективности инновационных процессов — наличие нормативно-правовых документов по организации инновационных процессов школы (положения, локальные акты) — наличие и качество системы диагностики инноваций — меры стимулирования поисковой инновационной деятельности — степень информатизации образовательного процесса
2.4. Критерий создания условий для деятельности педагогов — эмоционально-психологический климат в педагогическом коллективе (социально-психологическое исследование) — участие педагогов в профессиональных конкурсах — представление педагогами школы своего опыта на разных уровнях (публикации, выступления, открытые уроки) — условия стимулирования непрерывного профессионального развития педагогов
3. Критерий эффективности деятельности управления — оптимальность организационной структуры управления — четкость распределения функциональных обязанностей — анализ эффективности принятых и выполненных решений — число эффективных инициатив, число и значимость инновационных проектов
4. Критерии процесса реализации Программы развития
4.1. Критерий сформированности социокультурного образовательного пространства — эффективность взаимодействия школы с учреждениями и ведомствами (экспертная оценка) — наличие и качество организации системы мероприятий по видам деятельности (культурная, просветительская, проектно-преобразовательная и т.д.) в районе (городе, области) при непосредственном участии школы — наличие спектра образовательных услуг, предоставляемых школой, их доступность и оценка удовлетворенности населением
4.2. Критерий создания условий для осознанного выбора учащимися предоставляемых образовательных услуг (формирование жизненного плана и профессиональная направленность) — наличие системы профориентационной работы и сопровождения личностно – профессионального самоопределения на всех уровнях школьного образования — осознанность выбора и удовлетворенность им (анкетирование) — успешность профессионального выбора и жизненной самореализации выпускников (анализ отсроченных результатов)
4.3. Критерий сформированности потребностей и мотивации в профессиональном саморазвитии педагогов — динамика изменения ценностных ориентаций педагогов (тестирование) — мотивация на саморазвитие (тестирование)

Таким образом, контроль и оценка результатов реализации программы развития, определения и анализа качественных и количественных характеристик проектируемой субъектно – развивающей образовательной среды осуществляется на основе принципов гуманитарной экспертизы с использованием коллективных и авторских методик самооценки и взаимооценки, методов психолого-педагогической диагностики.

РАЗДЕЛ V

ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН ПО РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

Источниками финансирования программы развития являются как бюджетные, так и внебюджетные средства. В перспективном планировании расходования денежных средств обозначены наиболее важные мероприятия программы развития. 

Первый этап реализации программы развития школы (2018-2019)

Мероприятия Финансовые затраты (тыс.руб.) Из них:
бюджетные средства (тыс.руб.) внебюджетные средства (тыс.руб.)
1 Техническая оснащенность: — приобретение оборудования и мебели для учебных  кабинетов; -текущий ремонт здания и помещений.     30,0     35,0               30,0     35,0
2 Повышение квалификации и переподготовка кадров 15,0 15,0  

Второй этап реализации программы развития школы (2019-2021)

Мероприятия Финансовые затраты (тыс.руб.) Из них:
бюджетные средства (тыс.руб.) внебюджетные средства (тыс.руб.)
1 Техническая оснащенность: — приобретение оборудования и мебели для учебных  кабинетов; -текущий ремонт здания и помещений.     40,0     20,0       40,0     20,0
2 Повышение квалификации и переподготовка кадров 12,0 12,0  

Третий этап реализации программы развития школы (2021-2023)

Мероприятия Финансовые затраты (тыс.руб.) Из них:
бюджетные средства (тыс.руб.) внебюджетные средства (тыс.руб.)
2 Техническая оснащенность: — приобретение оборудования и мебели для учебных  кабинетов; -текущий ремонт здания и помещений.     40,0     20,0         40,0     20,0
4 Повышение квалификации и переподготовка кадров 12,0 12,0  

РАЗДЕЛ VI

6.1. Ожидаемые результаты

В системе управления:

-в школе будет действовать обновленная система управления, разработанная с учетом современного законодательства и тенденций развития управленческой науки;

-нормативно-правовая и научно-методическая база школы будет соответствовать требованиям ФГОС и современным направлениям развития психолого-педагогической науки и практики;

-система мониторинга станет неотъемлемой основой управления развитием школы;

-будет отмечаться рост привлеченных средств в соответствии с расширением образовательных услуг и партнерских отношений школы.

В обновлении инфраструктуры:

— инфраструктура и организация образовательного процесса школы будет максимально возможно соответствовать требованиям СанПиНов и другим нормативно-правовым актам, регламентирующим организацию образовательного процесса;

— все учебные кабинеты будут максимально возможно оснащены в соответствии с требованиями ФГОС общего образования;

— 100% учебных кабинетов будет иметь доступ к локальной сети школы и к Интернет-ресурсам;

В совершенствовании профессионального мастерства педагогического коллектива:

— 100 % педагогов и руководителей школы пройдет повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку по современному содержанию образования (в том числе ФГОС соответствующих уровней образования) и инновационным технологиям;

— не менее 55 % педагогов будет работать по инновационным образовательным технологиям;

— не менее 40 % педагогов будут иметь опыт предъявления собственного опыта на профессиональных мероприятиях (на семинарах, научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах, в методических, психолого-педагогических изданиях, в том числе электронных и т.д.).

В организации образовательного процесса:

— 100 % школьников будет получать образование с использованием информационно-коммуникационных технологий;

— не менее 75 % школьников будет обучаться в системе внутришкольного дополнительного образования;

— 100 % учащихся основной и старшей школы будет включено в исследовательскую и проектную деятельность;

— в школе будет работать программа поддержки талантливых детей и обучающихся с ОВЗ и инвалидов (по различным направлениям интеллектуального, творческого, физического развития);

6.2. Угрозы и риски   реализации программы

При реализации Программы развития на 2018-2023 гг. возможно возникновение рисков (угроз), которые могут снизить эффективность спланированных инновационных изменений. Чтобы исключить подобные риски, настоящая Программа обозначает следующую систему мер по их минимизации.

Система мер по минимизации рисков реализации Программы

  Виды рисков     Пути минимизации рисков
Нормативно-правовые риски
— Неполнота отдельных нормативно-правовых документов, не предусмотренных на момент разработки и начало внедрения Программы.   — Регулярный анализ нормативно-правовой базы школы на предмет ее актуальности, полноты, соответствия решаемым задачам.  
  Финансово-экономические риски  
— Нестабильность и недостаточность бюджетного финансирования; — Недостаток внебюджетных, спонсорских инвестиций и пожертвований в связи с изменением финансово-экономического положения партнеров социума. — Своевременное планирование бюджета школы по реализации программных мероприятий, внесение корректив с учетом реализации новых направлений и программ, а также инфляционных процессов. — Систематическая работа по расширению партнерства, по выявлению дополнительных средств финансирования
  Социально-психологические риски (или риски человеческого фактора)  
— Недостаточность профессиональной инициативы и компетентности у отдельных педагогов по реализации углубленных программ и образовательных технологий. — Неготовность отдельных педагогов выстраивать партнерские отношения с другими субъектами образовательного процесса, партнерами социума. — Систематическая работа по обновлению внутриучрежденческой системы повышения квалификации. Разработка и использование эффективной системы мотивации включения педагогов в инновационные процессы. — Психолого-педагогическое и методическое сопровождение педагогов с недостаточной  коммуникативной компетентностью  
Ресурсно-технологические риски
— Неполнота ресурсной базы для реализации новых направлений и отдельных программ и мероприятий Программы;   — Систематический анализ достаточности ресурсной базы для реализации всех компонентов Программы.  

               Все эти предусмотренные мероприятия по осуществлению, сопровождению и текущей коррекции Программы развития на 2018-2023 г. являются определенной гарантией ее успешной и полноценной реализации.